25.06.2020 | Служба новостей Росфирм

Опасные грузы (вещества и материалы) все чаще используются в различных видах производств и длительно транспортируются до места назначения. Такие вещества представляют особую опасность для человека и даже всего человечества, поэтому подлежат более строгим правилам хранения, транспортировки и эксплуатации. В процессе доставки опасных грузов высоки риски совершения аварийных ситуаций или иных чрезвычайных происшествий. В связи с этим производителям и компаниям-транспортировщикам важно знать правила транспортировки таких грузов, оценивать потенциальные риски и минимизировать их всеми законодательством допустимыми способами.

Риски в международной перевозке грузов

Международная перевозка опасных грузов осложняется тем, что в такой торговле предполагаются более длительные маршруты из одной страны в другую. При этом в каждой стране действуют своим законодательные акты, регулирующие вопросы транспортировки грузов. В связи с возможными авариями возникают риски причинения вреда здоровью человека, самому грузу или окружающей среде. В такой ситуации стороны соглашения о перевозке груза могут понести существенные финансовые убытки.

Чтобы покрыть потенциально возникающие последствия и убытки, нужно грамотно распределить ответственность между сторонами соглашения. Заказчик должен отвечать за поставку только на тех этапах, где он непосредственно может провести детальный контроль. В иной ситуации ответственность за убытки будет отражаться на экспедиторе или субподрядчике.

Большое значение при перевозке опасных веществ транспортные юристы уделяют упаковке груза. Неправильная стафировка, маркировка или упаковка грозит повреждением груза, бесконтрольным распространением опасных веществ и огромными убытками. Вне зависимости от того, что в большинстве ситуаций груз повреждается в процессе перевозки его экспедитором, и по соглашению собственность и риски повреждения перевозимого на этот момент уже перешли на покупателя, ответственным по суду будет признаваться продавец.

При упаковке и транспортировке таких опасных перевозимых объектов требуется учитывать особые требования к надежности тары, упаковки, соседству с другими грузами. Многие опасные вещества могут свободно вступать в различные реакции с другими соседними веществами и грузами, в результате чего могут произойти возгорания или даже взрывные реакции.

Как страхование помогает снизить риски?

Риски при транспортировке опасных грузов в большей степени позволяет снизить страхование, поскольку оно стоит гораздо дешевле, чем потенциальные убытки при чрезвычайных ситуациях. Если ответственность конкретной стороны застрахована, за решением проблемы стоит обратиться к страховщикам. Если же ответственность не была заранее застрахована, придётся прибегнуть к дополнительной помощи юристов.

Застрахованный в морских перевозках груз защищает ответственность двух сторон соглашения, но не экспедитора. Когда виновным будет признан последний, ему вес равно придётся возмещать убытки, только придётся определиться с тем, в пользу кого будет возмещаться убыток.

Экспедитор же может самостоятельно застраховать свою ответственность, но только чтобы его договорная ответственность не превышала отвественности подрядчиков. Перевозчик обычно требует от экспедитора депозит. Такую гарантию может предоставить и страховщик, если полисом предусмотрено покрытие ответственности отправителя товара.

Перед тем, как страховать свои риски или в ситуации, когда на страхование не приносит реальной помощи, нужно заранее изучить вопросы ограничения ответственности всех субъектов при перевозке товаров. Ограничение ответственности в каждом конкретном случае будет зависеть от положений договора, законодательных актов конкретной страны и международных конвенций. Но даже четкие положения в законодательстве конкретной страны по данному вопросу не гарантируют однозначного судебного решения. Так, чтобы доказать ответственность экспедитора, нужно:

  • Доказать наличие гражданско-правового соглашения с экспедитором;
  • Доказать взятие перевозимого объекта под контроль экспедитора;
  • Доказать появление убытков конкретным субъектом.

Но в странах с английской правовой системой ответственным за порчу груза при транспортировке является оправитель, поскольку именно ему известны исчерпывающие сведения о перевозимом объекте.
Риски при перевозке опасных грузов на международной арене регламентированы двумя актами: Гааго-Висбийскими правилами и Международной Конвенцией об унификации правил о коносаменте 1924 года.

Согласно Гааго-Висбийским правилам перевозчик несёт ответственность за транспортировку груза, а все положения в договорах, снижающие его ответственность, априори не имеют правовой силы. Не имеет перевозчик ответственности только в трёх ситуациях:

  • При воздействии непреодолимой силы;
  • При упущениях отправителя;
  • При ранее невыявленных недостатках перевозимого.

Сам размер стоимости определяется точно на день происшествия на товарной бирже или по рыночной цене. Международная Конвенция «Об ответственности и компенсации убытков в связи с перевозкой опасных и ядовитых веществ морем 1996» регламентирует ответственность сторон договорах о транспортировке в ситуациях, когда ощутимый вред причиняется окружающей среде, что случается довольно часто.

Урегулирование претензий, связанных с транспортировкой опасных грузов

Когда случаются происшествия с повреждением перевозимых опасных товаров, возникают сложные правовые ситуации, в которых возникает множество субъектов, выдвигающих свои претензии и требования по ситуации. Круг таких заинтересованных лиц в каждой конкретной ситуации может быть различным. Главное при повреждении груза правильно оценить степень вины конкурентного субъекта и требования других пострадавших сторон, финансовые потери.

Самое главное при происшествиях, связанных с активным воздействием вещества на окружающую среду или имущество других лиц, локализовать источник распространения негативного воздействия. Локализация аварии вовремя напрямую будет влиять на размер потенциальных убытков.

После локализации аварии нужно переходить к этапу урегулирования конфликта досудебным способом — попытаться договориться и решить проблему мирным путём. Только после попыток договориться можно переходить к подаче исков в суд или арбитраж. Частые арбитры позволяют решить спор и договориться сторонам в удаленном режиме через сообщение электронной корреспонденцией. Урегулировать внедоговорные претензиии сторонам конфликта чаще всего приходится в месте совершения аварии, то есть в другой стране. Осложняют такую ситуации и факты ареста груза или его задержания в качестве обеспечительной меры исков или иных претензий конкретной стороны.

Сложность в законодательных коллизиях различных стран и в противоречиях в международных конвенциях порождает острую необходимость правовой поддержки со стороны местных опытных юристов. В решении таких вопросов, связанных с авариями на транспорте при перевозке опасных грузов, желательно доверять проверенным транспортным юристам, имеющим большой опыт в решении подобных юридических проблем.

По материалам: https://interlegal.com.ua/ru/publikacii/mejdunarodnaya_perevozka_opasnyh_gruzov2/