20.02.2013 | Служба новостей Росфирм

Как правильно составить договор с подрядчиком?

Промышленная группа «Генерация» и "Институт нефтехимпереработки республики Башкортостан" пополнили черный список подрядчиков с исками на миллионы долларов от заказчиков. Вслед за  «Стройхимматериалами», закачавшими в землю отходы чувашского Химпрома без соответствующей лицензии, Промышленная группа Генерация и Институт могут столкнуться с косыми взглядами респектабельного бизнеса.  Закономерно, все более высокие требования отраслевые компании начинают предъявлять к качеству услуг проектных, строительных и ремонтных подрядных организаций. К сожалению, зачастую оно оставляет желать много лучшего. 

 Наверное, каждый из нас сталкивался в своей жизни с недобросовестным подрядчиком. Хотели сэкономить на стройке дачи – пригласили веселую бригаду гостей из Средней Азии – получите соответствующий результат. Здесь все логично. Но на уровне больших корпораций и серьезного бизнеса такая логика работать перестает. «Жирность» контракта отнюдь не гарантирует качества работы. То есть, ситуация, в которой компания заключает договор с подрядчиком, а потом, после окончания утвержденных сроков, еше пару лет ждет завершения работ, признается вроде как нормальной. Здесь действует логика: заключая договор с подрядчиком необходимо быть готовым к срыву сроков, необходимо заранее учитывать дополнительные расходы, недополученную прибыль, репутационные риски и т.д. Но ведь именно такое, "философское" отношение к недобросовестности и некомпетентности подрядчика характеризует уровень цивилизованности российского строительного бизнеса в целом.

Однако не все заказчики готовы стоически переносить выпавшие им испытания. Вместе с тем учащаются примеры борьбы с черными подрядчиками в российской промышленности.

Совсем недавно, например, в арбитражном суде республики Татарстан началось рассмотрение дела по взысканию ОАО "ТАНЕКО" с ГУП "Институт нефтехимпереработки республики Башкортостан" 5,5 млн рублей. ТАНЕКО, "дочка" Татнефти, заказала институту нефтехимпереработки проектировку установки висбрекинга. Институт оценил стоимость работ в 227,6 млн рублей, но выполнял их с большой задержкой. Проектирование, которое должно было завершиться в марте 2009 года, закончилось лишь в ноябре 2010. Причем, ТАНЕКО пытается взыскать неустойку с башкирского института не первый раз: он уже выплатил 1,5 млн рублей штрафа в ноябре 2011.

Минувшим летом иск к подрядчику почти на 1 млрд рублей предъявил «Сибур-Нефтехим». Еще в 2007 году "Сибур-Нефтехим" заключил контракт с промышленной группой "Генерация" из Березовского (Екатеринбургская область), обязавшейся спроектировать и построить паровую котельную на дзержинской площадке (бывший завод "Капролактам"). Сдать объект ПГ "Генерация" должна была не позднее июня 2009 года. Однако работы не были завершены ни в срок, ни даже год спустя, и в октябре 2010 стороны расторгли договор. Котельная была введена в строй с большой задержкой. Если бы котельная была введена в эксплуатацию в установленный срок, "Сибур-Нефтехиму" не пришлось бы покупать тепловую энергию у сторонних организаций. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что деньги на котельную были потрачены уже на этапе закупки оборудования. В некомпетентности причина или банальном воровстве, сказать трудно, но в том, что репутации Промышленной группы "Генерации" это дело наносит сокрушительный удар, сомневаться не приходится. В конце концов, репутация подрядчика, в данном случае и личная репутация президента ПГ Генерация Валерия Лаптева - вещь принципиальная. «Сегодня ПГ "Генерация" — мощное многопрофильное предприятие с современными технологическими процессами, производящее и поставляющее широкий ассортимент оборудования и комплексных решений для нефтехимической, нефтегазодобывающей отраслей и теплоэнергетики. На предприятиях промышленной группы выпускаются широкий спектр колонных, теплообменных, емкостных аппаратов и вспомогательное оборудование». Об этом гордо вещает сайт уральской компании. К сожалению, в нашей стране заказчик часто готов мириться переносом сроков и с тем, что работники подрядной организации не так строго соблюдают корпоративные стандарты и даже технику безопасности. Но, конечно, мириться с убытками в миллионы рублей просто невозможно. Халтурит подрядчик, ворует или допускает воровство - не так важно, в любом случае действует принцип: репутация зарабатывается годами, а теряется в одночасье.

Еще одна показательная история: в 2011 году филиал санкт-петербургского "Стройхимматериалы", расположенный в Заволжске (Ивановская область), закачал в километровую скважину более трех тысяч тонн опасных химических отходов чувашского "Химпрома" без лицензии. По данным ФСБ, в январе 2010 года филиал заключил договор с "Химпромом" на оказание услуг по приему, транспортировке и утилизации промышленных отходов различных классов опасности. С мая по октябрь 2011 года, не имея соответствующих лицензий, он закачал в скважину около 2 тысяч тонн четыреххлористого углерода и около тысячи тонн отработанной серной кислоты. Это совсем немало, учитывая что отклонение от установленной технологии, может привести к выходу отходов на повехность и утечке в Волгу. Но самое интересное, что в апреле 2009 года бывший гендиректор предприятия был признан виновным в незаконной предпринимательской деятельности по утилизации особо опасных отходов и приговорен к 2,5 годам лишения свободы. То есть, "Стройхимматериалы", ничтоже сумняшеся, полезли на эти грабли второй раз. И здесь, конечно, встает вопрос: зачем обращаться к такому подрядчику? Очевидно ведь, что в такого рода историях заказчик также несет репутационный урон.

Дело, видимо, в том, что российский рынок еще не до конца преодолел "болезни роста". "Тактические" соображения в некоторых сегментах перевешивают "стратегические", краткосрочная прибыль кажется более желанной, нежели хорошая репутация. К сожалению, это относится к целому ряду отечественных строительных подрядчиков: они могут представить на тендер некорректную информацию по срокам реализации и привлекаемой численности рабочих, а могут сорвать сроки и, как Промышленная группа "Генерация" опозориться на всю страну.

По-видимому, единственный способ повлиять на ситуацию, уменьшить убытки и риск аварий - постоянное давление. Компании, ценящие репутацию, должны заставить подрядчиков серьезней относится к своей. Если потребуется - в суде.

Петр Матвеев.
По материалам сайта http://www.epochtimes.ru/content/view/71044/9/