27.12.2010 | Служба новостей Росфирм

Управление ассортиментом: актуальные проблемы магазинов и розничных сетей

Управление ассортиментом: актуальные проблемы магазинов и розничных сетей

Недавний кризис обнажил и заострил все те проблемы, с которыми сталкивается собственник или его представитель, осуществляющий управление магазином. Поскольку современная розничная торговля в значительной степени ориентирована на взаимодействие конечных точек продаж с региональными дистрибуторами, управление дистрибуцией так же стало более сложным процессом.

В докризисный период управление ассортиментом розничных точек зачастую осуществлялось на основании интуиции управляющего. Его представления о необходимых объемах различных товаров нередко не подкреплялось никакой научно обоснованной методикой. Недостатки подобной системы управления магазином без труда компенсировались избытком денежных средств. Проще говоря, материальное положение торговых предприятий позволяло им создавать избыточные запасы товара, не опасаясь негативных последствий.

Поскольку основным каналом распространения товаров для многих региональных дистрибуторов являлись непрямые продажи через оптовые базы, центральные склады и другие аналогичные каналы, управление дистрибуцией становится еще более сложным процессом. При планировании своей работы дистрибуторы вынуждены ориентироваться на косвенные данные, что приводит к снижению зависимости пополнения товарных запасов от реальных потребностей в регионах.

С началом кризиса представители розничной торговли в полной мере осознали, какое огромное значение имеет управление ассортиментом. Денежные сверхзапасы иссякли. Без точного знания того, какие товары и в каких количествах необходимо закупить и разместить на витринах, поддержание магазина «на плаву», не говоря уже росте прибыли, стало невозможным.

Несмотря на то, что пик кризиса давно прошел, предприятия, осуществляющие розничные продажи продовольственных и непродовольственных товаров, и сегодня сталкиваются со следующими проблемами:

Невозможность точно спрогнозировать, какие товары и в каких количествах потребуются покупателю. Это усложняет управление ассортиментом. Товары устаревают. Магазину приходится снижать цены и проводить распродажи.

Оседание непопулярных товаров на витринах и складах магазина. Осуществляя управление магазином, руководство сталкивается с тем, что для эффективной выкладки товар необходимо постоянно перемещать и переставлять. Новый популярный товар иногда трудно разместить на складе, полки которого заняты «мертвым запасом».

Длительные сроки доставки товара от поставщиков. Проблема усугубляется огромными расстояниями. Проходя по цепочке от производителя к конечному потребителю, товар нередко преодолевает тысячи километров. Просрочки поставок становятся причиной «дыр» в ассортименте.

Низкий уровень оборачиваемости товаров. Косвенное, малоэффективное управление дистрибуцией в сочетании со снижением потребительского спроса приводит к замораживанию денежных средств в устаревших товарах. Собственных средств магазина не хватает на новые закупки. Привлекать заемные средства при этом экономически невыгодно, а зачастую и вовсе невозможно.

Решение этих проблем является первоочередной задачей каждого руководителя.