18.06.2025 | Служба новостей Росфирм

Закупки — один из самых ресурсоемких и сложных процессов, от эффективности которого во многом зависят такие финансовые показатели как величина прибыли и рентабельность, непосредственно влияющие на успешность производственного предприятия. Внедрение систем автоматизации закупок позволяет оптимизировать работу с поставщиками, закупочные процессы и управление ресурсами предприятия, а также способствует снижению затрат и повышению конкурентоспособности.

Автоматизация закупок как инструмент оптимизации процессом управления ресурсами

Современный рынок требует от производственных предприятий гибкости, оперативности и точности решений, которые можно обеспечить только с помощью систем автоматизации. Цифровые инструменты позволяют сократить время на рутинные процессы, снизить вероятность ошибок, возникающих при ручной обработке информации, выстроить оптимальную модель закупок и обеспечить прозрачность всей цепочки поставок.

Системы автоматизации закупок и поставок выполняют следующие функции:

Одно из наиболее перспективных направлений автоматизации — применение технологий искусственного интеллекта, которые помогают не просто автоматизировать рутинные задачи, но и анализировать большие объемы данных для оптимизации процесса закупок. Такие технологии применяются в российской системе производственного планирования Adeptik APS. На основе прогнозов спроса и заказов клиентов система выполняет сквозное планирование производства, учитывая имеющиеся производственные ограничения, что позволяет определить потребности в материальных ресурсах, повысить точность планирования поставок и минимизировать уровень запасов. Adeptik APS интегрируется с любыми сторонними решениями и может быть кастомизирована под нужды бизнес-процессов предприятия.

Этапы автоматизации

Внедрение автоматизации состоит из нескольких шагов:

  1. Анализ текущих закупочных процессов, определение узких мест и проблем.
  2. Определение задач и функций, которые должна выполнять система.
  3. Выбор разработчика и тестирование программного обеспечения.
  4. Внедрение решения и его интеграция в существующую ИТ-инфраструктуру.
  5. Обучение персонала, который будет работать с системой.
  6. Анализ результатов и внесение корректировок, если это необходимо.

Проблемы автоматизации

Невозможность или сложность интеграции решения

Отсутствие полноценной интеграции с другими системами предприятия затрудняет обмен данными и анализ, приводит к изолированности закупочных процессов, отсутствию их взаимосвязи с другими бизнес-процессами.

Невозможность персонализации решений

Часто разработчики предлагают решения по автоматизации поставок со стандартным функционалом, которые не учитывают уникальные бизнес-процессы и потребности предприятия.

Сложности с финансированием внедрения

Часто ограничивающим фактором выступают высокая стоимость внедрения автоматизированных систем, а также сложности с расчетом экономического эффекта. При этом, на рынке присутствуют решения российских разработчиков с низкой стоимостью владения и достаточным количеством кейсов по внедрению цифрового продукта для оценки экономического эффекта.