09.03.2023 | Служба новостей Росфирм

В автомобиле с автоматической коробкой передач крутящий момент передается от двигателя на ведомый вал через гидротрансформатор. Этот узел отвечает за плавность набора и сброса скорости, возможность остановки на холостых оборотах. Его главная особенность – это бесконтактная передача крутящего момента с маховика на трансмиссию через потоки жидкости.

Устройство гидротрансформатора

Узел состоит из следующих частей:

  • Металлический корпус, жестко соединенный с маховиком двигателя;

  • Насосное лопастное колесо – вращается вместе с коленчатым валом (ведущее);

  • Турбинное колесо (ведомое) – связано с первичным валом АКПП;

  • Реакторное колесо – выполняет функции статора;

  • Блокировочная плита (не на всех моделях) – выполняет функции сцепления в режиме блокировки для повышения КПД коробки автомат.

Механизм работает следующим образом – при повышении оборотов насос приводит в движение трансмиссионную жидкость, которая в свою очередь начинает разгонять турбину, передающую крутящий момент на планетарные механизмы. Когда скорости насосного и турбинного колеса выравниваются, происходит автоматическая блокировка реактора – вся система работает на одних оборотах для экономии энергии. Если ведомая турбина начинает замедляться (растет нагрузка при движении на подъем), в дело снова вступает реактор, который перераспределяет потоки жидкости и отбирает больше мощности на вращение.

Блокировочная плита помогает снизить расход топлива, повысить производительность АКПП, так как на этапе разгона крутящий момент передается на планетарные механизмы через прижимной фрикционный диск. Как только обороты ведущего и ведомого валов выравниваются, в работу включается гидротрансформатор. На многих спортивных автомобилях есть функция полной или частичной блокировки, но она повышает степень износа трансмиссии. В результате может потребоваться дорогой ремонт АКПП Land Rover с заменой гидротрансформатора.

Признаки неисправностей

Основные признаки проблем с АКПП:

  • Возникновение рывков, гула, вибраций, заклинивание «передач»;

  • Увеличение расхода топлива на фоне снижения динамики;

  • Может ощущаться характерный горелый запах (при перегреве);

  • Уведомления системы самодиагностики о наличии проблем;

  • Полный отказ АКПП – автомобиль не двигается с места.

Определить причину неисправности можно только в ходе диагностики в сервисном центре с использованием высокотехнологичного оборудования. Посетить автосервис стоит при первых же проявлениях поломки, так как их игнорирование может привести к усугублению ситуации. Гидротрансформатор – это сложный узел в цельносварном корпусе, который поддается ремонту далеко не всегда. Чем сильнее запущена проблема, тем выше вероятность, что его придется менять целиком. Обслуживание лучше доверять мастерам, которые специализируются на работе с конкретной маркой автомобилей и дают гарантии качества результата.