09.12.2008 | Служба новостей Росфирм
Железная дорога остается без грузов: перевозки снизились на 20-30%
Железнодорожные перевозки в ноябре впервые с начала кризиса показали устойчивое снижение. Больше всего, как и ожидалось, упали перевозки металлургического сырья и продукции и строительных грузов. Эксперты предполагают, что темпы роста перевозок могут восстановить динамику только во втором-третьем кварталах следующего года.
Как рассказали в ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), госмонополия подвела официальные итоги железнодорожных перевозок в ноябре. Как уже заявлял вице-президент ОАО РЖД Вадим Морозов, в целом объем перевозок грузов за ноябрь упал на 20,1%. В результате железнодорожные перевозки показали снижение и по всем 11 месяцам этого года (-0,8%). При этом грузооборот падал вдвое медленнее, чем объемы, в ноябре он сократился только на 11,5%, а по 11 месяцам до сих пор показывает положительную динамику (+3,3%). Падение перевозок в большей степени коснулось поставок на небольшие расстояния, объясняет гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов, а экспортные поставки грузоотправители старались не снижать. В среднем падение перевозок в порты в ноябре, по данным Infranews, снизилось не больше чем на 2-3%.
В отдельных категориях основных грузов рост в ноябре сохранился только при перевозке каменного угля (+1,2% к ноябрю 2007 года), констатировали в ОАО РЖД. Почти не упали перевозки нефти и нефтепродуктов (по данным госмонополии, снизились на 0,7%). Значимо выросли (на 16,7%), по данным агентства "Интерфакс", которые "Ъ" подтвердил источник в профильном ведомстве, только перевозки мяса.
В угольных компаниях отсутствие спада объясняют тем, что рост объема перевозок энергетического угля компенсировал падение коксующегося. Представитель ОАО "Распадская" отметил, что РЖД в статистике не разделяют уголь на коксующийся и энергетический, поскольку известно, что объемы реализации коксующегося угля в ноябре упали по сравнению со средними объемами по третьему кварталу более чем на 70-75%. В СУЭКе подтвердили "Ъ", что в ноябре поставки угля осуществлялись в прежних объемах. Объемы перевозки нефти и нефтепродуктов, по мнению директора по развитию агентства Argus Михаила Перфилова, в ноябре не сократились, поскольку, в отличие от производства стройматериалов и металлургии, производство топлива в России пока не так сильно уменьшилось. "Сокращение спроса на внутреннем рынке отчасти компенсируется ростом экспорта нефтепродуктов, который субсидируется низкой вывозной пошлиной",- говорит господин Перфилов. Неожиданный рост перевозок мяса (остальные основные пищевые грузы находятся в общем тренде снижения на 20-30%) руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин объясняет тем, что переработчики под новогодние праздники увеличивают объем закупок. В декабре, по мнению господина Юшина, объем перевозок снизится. Кроме того, господин Юшин указывает, что за десять месяцев этого года существенно вырос импорт: говядины - на 20%, а свинины - на 30%.
Быстрее общего объема перевозок падали перевозки цемента (-32,6%) и других строительных грузов (-23,4%). Вице-президент AG Capital Владимир Гузь не удивлен темпами снижения в этих категориях и считает, что в следующем году эта тенденция сохранится. "Эти цифры отражают текущую ситуацию на рынке, связанную с уменьшением объемов строительства из-за кризиса. В следующем году весь цементный рынок просядет примерно на 30%",- добавляет господин Гузь.
Самое резкое падение произошло в металлургическом секторе, причем перевозки сырья падали быстрее, чем готовой продукции. Объем погрузки металлолома снизился на 74,4%, вдвое (-50,4%) упали перевозки железной руды. Перевозки металлургической продукции также падали, но медленнее: перевозки черных металлов упали на 38,7%, цветных - на 11%, металлоконструкций - на 16,7%, метизов - на 18%. Резкое падение перевозок руды и коксующегося угля объясняется затовариванием сырьевых складов металлургических комбинатов. В опубликованном вчера отчете ВТБ говорится, что мощности российских предприятий сейчас загружены на 50%, а накопленных ими запасов сырья хватит на два-три месяца работы в нынешних условиях. Таким образом, возобновления спроса и роста объемов перевозок лома и руды можно ждать не раньше чем в феврале-марте. А, по мнению Алексея Безбородова из Infranews, возврата к положительной динамике объемов перевозок всех грузов в следующем году стоит ждать не раньше третьего квартала. По оценкам господина Безбородова, в первые два квартала снижение перевозок по отношению к 2008 году может составить порядка 30%. Ранее источники, близкие к ОАО РЖД, говорили, что госмонополия ожидает общего снижения в 2009 году на 19%.
Источник: "КоммерсантЪ"
Другие новости по теме
27.11.09 Уральский банк Сбербанка России объявляет тендер!
02.11.09 РУСАЛ и NORINCO подписали контракт на поставку алюминия
02.11.09 Chevrolet и Райффайзенбанк запускают новую программу автокредитования для Chevrolet Lacetti
29.09.09 Авиакомпания "ДОНАВИА" начала работу
28.08.09 Судьбу газопровода "Алтай" увязали с Чаяндинским месторождением
►Все новости по теме