17.03.2010 | Служба новостей Росфирм

Франчайзинг как способ начать собственное дело с нуля

Франчайзинг как способ начать собственное дело с нуля

Франчайзинг - это такой способ организации бизнеса, при котором его основной владелец и, как правило, основатель - франчайзер, передает право на использование своих товаров, услуг, фирменных технологий производства и распространения и т. п. франчайзи, т.е. лицу, которое продает эти товары или предоставляет услуги и использует технологии под брендом франчайзера и даже от его лица, не являясь при этом напрямую зависимым от него и связанным с франчайзером только условиями контракта.

Франчайзинг существует в мире уже несколько десятков лет и вполне доказал свое право на существование, с одной стороны, как прекрасный инструмент расширения и развития бизнеса его основателем за счет привлечения сторонних сил и экономии накладных расходов (аренда новых помещений, закупка оборудования, найм персонала), которые могут оказаться просто неподъемными или очень рискованными для него. Для лица, которое вступило в договорные отношения с франчайзером, франчайзин может также оказаться весьма выгодным способом начала своего бизнеса, так как ему не придется заниматься тем, что может оказаться неподъемным для начинающего бизнесмена - созданием и продвижением конкурентоспособного и пока никому не известно продукта. В большинстве случаев лозунг, под которым продвигается договор доходного франчайзинга – договор франшизы, звучащий примерно следующим образом: "Зарабатывайте деньги при помощи франчайзинга!", в большинстве случаев вполне справедлив.

Франшиза (или договор франшизы) действительно может дать начинающим бизнесменам серьезный шанс встать на ноги. Ведь покупка/продажа франшизы предполагает, что предполагает не только передачу от франчайзера франчайзи проверенного метода ведения дела, но и постоянное техническое и консультативное содействие, обеспечение, рекламу и т. п. Юридическая же независимость франчайзи от фрачайзера обеспечивает ему важную во многих случаях свободу для маневра.

Обычно в университетах и школах бизнеса, когда знакомят с понятием франчайзинга, всегда оговаривают, что эта форма организации бизнеса далеко не идеальна и имеет свои ограничения. То, что это не совсем так, всей практикой своего существования доказывает страна, где доходный франчайзинг развит наиболее хорошо – США. Статистика показывает, что франчайзингом в той или иной мере представлена более чем в 65 секторах экономики. Причем эти сектора еще делятся на классы, подклассы и т. п., что говорит о франчайзинговом бизнесе как о чрезвычайно универсальном и глобальном явлении. Организация быстрого питания, аренда машин, гостиничный бизнес, копировальные и множительные услуги, агентства по подбору персонала, туризм – это всего лишь небольшой набор бизнесов, где франчайзинг и доходная франшиза пришлись ко двору.

Конечно же, рассуждая о преимуществах франчайзинга, которые признают все, нельзя хотя бы вскользь сказать и о том, что при организации этого бизнеса возникает не так уж и мало подводных камней. Да, франчайзи готовы порой "разбиться в лепешку" ради того, чтобы их бизнес выжил. Они очень хорошо мотивированы и охотно вкладывают в этот бизнес свои капиталы, что абсолютно невозможно, когда речь идет просто об открытии филиала или одного из представительств сети, где директор является таким же наемных работником, как и все остальные. Однако серьезные трудности для франчайзи могут вызвать те затраты и трудности, которые связаны с необходимостью поддерживать единые стандарты, которые франчайзер так или иначе будет требовать от всех членов франчайзинговой сети. Неизбежные трудности порождает и относительная независимость франчайзи от франчайзера, что затрудняет оперативное руководство сетью со стороны франчайзера и неизбежно порождает конфликтные ситуации, когда логика ведения бизнеса франчайзи и франчайзера по очень существенным аспектам не совпадают.

Источник: BBroker.RU - каталог франшиз.