03.09.2008 | Служба новостей Росфирм
Российская розница — в ногу с доходами населения
Розничная торговля по-прежнему остается одной из самых динамичных и высокодоходных отраслей российской экономики. В условиях экономической стабилизации последних лет, ситуация здесь только улучшается. Динамика оборотов розничной торговли определяется двумя основными факторами - ростом реальных денежных доходов населения и индексом потребительских цен. Оба показателя демонстрируют позитивную (с точки зрения населения) динамику - доходы растут, цены замедляются.
По итогам 2006 года реальные денежные доходы населения выросли на 12,5%, тогда как годом ранее показатель составлял 12,3%. Напротив, замедлили рост цены (как на продовольственные, так и на непродовольственные товары). На конец 2006 года индекс потребительских цен составил на продовольственные товары - 108,7% (против 109,6% в 2005 году), на непродовольственные товары -106,0% (против 106,4% годом ранее).
Соответственно, ускоряется рост оборотов торговли. По итогам 2006 года оборот розницы в физическом выражении вырос на 13%, составив порядка 8,6 трлн руб., а оборот за 1 квартал 2007 года превысил отметку в 2,2 трлн руб., что на 13,6% превышает показатели 1 квартала 2006 года.
Динамика розничной торговли в России
Источник: CNews Analitycs, 2007, по данным Росстата
В структуре оборота розницы 54,4% приходится на непродовольственные товары и 45,6% на продовольствие. За год эта ситуация не претерпела серьезных изменений, хотя следует отметить незначительное опережение роста доли непродовольственных товаров (в 2005 году они составляли 54,1%). Потребительские расходы населения в последние годы также сохраняют устойчивую структуру. Наиболее крупные статьи расходов на товары широкого потребления - это продукты питания (33-35%), алкоголь и табак (около 3%), одежда и обувь (11-12%), хозяйственные товары и бытовая техника (порядка 7%).
Оборот розничной трговли в округах РФ
Источник: CNews Analytics, 2007
Распределение оборота розницы по округам РФ традиционно характеризуется довольно сильным креном в сторону Москвы. В столице реализуется 23% всего оборота российской розничной торговли. Остальные регионы не преодолевают долевую планку в 4-17% (самая низкая доля, в 4%, принадлежит ДФО, самая высокая, в 17%, - ПФО).
При этом по темпам роста оборота розницы Москва далеко не на первом месте, что, в целом, можно считать положительной тенденцией, указывающей на постепенное выравнивание уровня жизни в регионах (при определённых оговорках конечно, - вряд ли какому-нибудь из регионов когда-нибудь удастся догнать столицу по уровню потребления). Физический рост оборота розницы в Москве в последние 2-3 года был не выше 108% (+8% к уровню предшествующего года), тогда как соответствующий показатель, например, в ЦФО держался на уровне 110-113%, в СЗФО - не падал ниже 115-116%, в ПФО - 113-116%, ЮФО - 118%, УФО - 119-121%, СФО - порядка 115%, ДФО - 110-112%.
Структура выручки в секторе розничной торговли
Источник: CNews Analytics, 2007
Большая часть оборота розничной торговли (около 79% - по данным Росстата) создается торгующими организациями, оставшаяся часть приходится на вещевые, продовольственные и смешанные рынки. Доля неспециализированных магазинов составляет порядка 38% выручки, из которых 14,6% приходится на торговлю пищевыми продуктами, напитками и табаком. Долю в 10,5% занимает торговля медицинскими товарами, парфюмерией и косметикой. Высокая доля продаж в неспециализированных магазинах поддерживается за счет роста числа неспециализированных торговых сетей.
Наряду с предприятиями, в розничной торговле продолжают активно действовать вещевые, смешанные и продовольственные рынки. Год от года их доля сокращается, хотя и довольно медленно. Деятельность рынков поддерживается в целом довольно низкими доходами населения. И, по-видимому, свою долю в 20% рынки будут держать ещё довольно долго. Возвращение ситуации советского времени, когда на рынках продавалось не более 2% товаров, ожидать не приходится, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.
Показатель / Сектор | Прибыльность предприятий | Степень концентрации (доля крупных и средних предприятий) | Коммерческие и управленческие расходы в отношении к... | ||||
Отношение валовой прибыли к обороту предприятий, % 1 | Отношение нераспределенной прибыли к обороту, % 2 | В количестве предприятий, % | В обороте предприятий, % | Превышение удельного оборота крупного предприятия над удельным оборотом среднестатистического предприятия, раз 4 | ..валовой прибыли, % | ..обороту предприятий, % | |
Торговля автотранспортными средствами | 6,3 | 1,8 | 6,0 | 49,2 | 8,2 | 63,9 | 4,0 |
Оптовая торговля | 14,2 | 4,8 | 5,3 | 45,8 | 8,6 | 60,8 | 8,6 |
Розничная торговля | 8,4 | 1,0 | 11,4 | 39,4 | 3,4 | 81,9 | 6,9 |
Общественное питание 3 | 30,4 | 9,1 | 29,9 | 56,4 | 1,9 | 85,4 | 25,9 |
2 Нераспределенная прибыль (сальдированный финансовый результат) - конечный финансовый результат деятельности предприятия, сумма прибыли за вычетом расходов по всем хозяйственным операциям.
3 Включая деятельность гостиниц, ресторанов, столовых при предприятиях и учреждениях.
4 Условный показатель, рассчитанный как отношение



Розница отстает по прибыльности
По показателю прибыльности предприятия розницы занимают одно из последних мест среди прочих секторов торговли. Валовая прибыль в секторе розничной торговли составляет лишь 8,4% от оборота (отрасль по самой своей сути очень капиталоемка, так как требует больших затрат на закупку товаров для перепродажи). Для сравнения, в оптовой торговле этот показатель - 14,2%, а для предприятий сектора общественного питания - 30,4%. С учётом же расходов по всем хозяйственным операциям, розница находится в чистом проигрыше. Нераспределенная прибыль предприятий розницы составляет около 1% от оборота, тогда как в секторе общественного питания этот показатель в 9 раз выше, в оптовой торговле - в 5 раз выше, у автодилеров - примерно в 2 раза выше.
Однако подобная ситуация отнюдь не является следствием высоких издержек управления. По относительной доле коммерческих и управленческих расходов розница в числе наиболее «экономных» секторов торговли. Коммерческие и управленческие расходы в обороте предприятий ритейла составляют около 7%, что больше, чем у автодилеров (4%), но меньше чем у оптовиков (8,6%), не говоря уже о секторе общественного питания, который по данному показателю самый высокозатратный (25,9% от оборота).
Относительно более низкие показатели прибыльности предприятий розницы обуславливаются существенно большей высокозатратностью ряда статей в структуре расходов на производство и реализацию продукции. Розница отличается существенно более высокими расходами, во-первых, на оплату труда (31% в структуре расходов, против 24% в секторе общественного питания, 20% у автодилеров и 7% в оптовой торговле), во-вторых, на аренду (12,4% против 4,5% в секторе общественного питания, 6% у автодилеров и менее 2% в оптовой торговле) и, в-третьих, на энергию (5% затрат, при аналогичной статье затрат по другим секторам торговли - не более 1-2%), при этом необходимость освещения, оборудования и отопления больших торговых площадок не позволяет экономить на данной статье затрат.
Неоднозначная концентрация
Среди основных секторов торговли, розница отличается умеренной степенью концентрации. Доля крупных и средних предприятий в рознице составляет 11,4%, на которые приходится 39,4% всего розничного оборота. При этом в среднем по отрасли оборот одного крупного предприятия в 3,4 раза выше оборота среднестатистического предприятия. По этому показателю розница уступает оптовой торговле и автодилерам, оставляя позади лишь сектор общественного питания.
Однако следует учесть и другой факт. По нескольку сотен отдельных розничных магазинов фактически объединены в крупные сети, с единым брендом, единой политикой, штабквартирой, одним собственником, единым центром концентрации финансовых ресурсов и принятия стратегических решений. Если измерять концентрацию сектора розничной торговли не оборотами отдельных магазинов, а оборотами сетей, то ситуация предстанет совсем по-иному. Несколько тысяч крупных предприятий «схлопываются» в не более чем 10-15 федеральных торговых сетей, на которые приходится 80-90% оборота всех крупных предприятий.
Источник: INFOLine, 2007
Так, на сети «Пятёрочка» и «Перекресток» в 2006 году пришлась выручка более $3,5 млрд. Выручка действующих в России западных сетей, таких как «Metro» и «Auchan», не намного ниже - от $2 до 3 млрд. За ними следует целая группа сетей-миллионников («Копейка», «Рамстор», «Седьмой Континент» и др.) и ещё более многочисленная группа сетей с оборотами от $250 до 750 млн.
Розница консолидируется
О масштабах концентрации в секторе розничной торговли можно судить и на основе сделок по слияниям и поглощениям, в результате которых сети ещё более укрупняются. Уже 1 квартал 2007 года был насыщен знаковыми событиями в этой сфере. По данным аналитиков ИА "INFOLine", наиболее крупными событиями в этот период стали такие акции как формирование крупнейшей торговой сети Сибирского региона в результате слияния компании "Кора" (Кемерово) и группы компаний "Холидей Классик" (Новосибирск); выкуп ФК "Уралсиб" 50% акций у основателей сети "Копейка" за $600 млн.; создание X5 Retail Group совместной компании с владельцем франшизы в Челябинске, объединяющей все активы сети "Пятерочка" в Челябинске и Екатеринбурге. Кроме того, "Седьмой Континент" приобрел 100% "Объединенной торговой недвижимости", которая является владельцем 29 объектов торговой недвижимости в Москве общей площадью около 68тыс. кв. м., за 3,95 млрд. руб.; а также 50%+1 участия в компании "Ситимаркет" (Иваново), управляющей 18 магазинами, за 10 млн. долл. Холдинг "Марта" приобрел пять магазинов калужской сети супермаркетов "Планета" за $10 млн.; "РТМ" - 75% компании ReMa Immobilien, собственника недвижимости 18 супермаркетов Billa в Москве общей площадью 52,4 тыс. кв. м. А группа компаний "Самохвал" приобрела 74,9% акций Таганского мясоперерабатывающего завода за $100 млн. для реализации на его территории девелоперских проектов.
Индекс предпринимательской уверенности предприятий розничной торговли
Источник: Cnews Analytics, по данным Росстата, 2007
В целом розничный бизнес, несмотря на свои внутренние проблемы и специфику, остается одним из самых привлекательных для инвесторов, и самых перспективных по ожиданиям самих предпринимателей. Индекс предпринимательской уверенности предприятий розничной торговли устойчиво растет от года к году. За 5 лет - с 2002 по 2006 год - он увеличился с 3 до 11%. Так что российская розница представляет собой один из самых успешных секторов российской экономики не только в текущем периоде, но и в ожидаемом будущем.
Другие статьи по теме
27.05.16 Бизнес идея: «Ремонт компьютеров»
25.04.15 Струйные принтеры Epson с СНПЧ
12.08.11 Изготовление клише и печатей лазером
10.05.10 Кредитные карты и судебные разбирательства
28.03.10 Особенности рекламы консалтинговых услуг
►Все статьи по теме